День второй.Гора Большая Грива.

256lis
дождь не может идти вечно...

С утра совсем распогодилось. Солнце яркими пятнами играло на подстилке из травы и сосновых иголок. Ребята пилили дрова, играл поленьями костер, закипала вода в котелке. С запада стоянку окаймляет небольшая полоса леса на пригорке, а за ним поле, на котором каждый вечер клубится туман. Лисы как раз стояли на пригорке, любовались последней туманной дымкой, как вдруг поняли, что до слуха их доносится нечто…Оттуда же, с запада, откуда-то из-за деревьев на том краю поля, ветер принес…слов не подобрать, что за ощущения возникли тогда, даже не знаю с чем сравнить! Где-то на соседних полях паслись лошади. И у каждой из них – колокольчик. Маленький ли, с тонким звоном, большой ли, с глухим стуком - когда их много, возникает совершенно нереальный, какой-то мистический звук, словно кто-то забыл закрыть старую музыкальную табакерку, и она играет без остановки. Вот и представьте себе: лес, песня воды на камнях, легкий ветерок качает сосны, внизу по полю стелется золотистая дымка и непрерывный, мелодичный перезвон. Ааах…

К Гриве шли через Кагинскую стоянку. Прямо над стоянкой начинается подъем в гору. Как вы понимаете, уральские горы - старые горы. Склоны их покрыты густыми лесами и лишь на вершинах, да на отрогах встречаются голые горные степи. Сейчас подъем шел как раз через лес. С поваленными деревьями, с кустами чего-то колючего, беспрестанно цепляющегося за ноги. Вскоре, под ногами стала появляться костяника, и ее появление здорово облегчило нам потом продвижение, бо Раде достаточно было набрать немного ягод, и она переставала нетерпеливо прыгать на маме))). Подъем закончился примерно метров через сто, вернее, вышел на более менее пологую площадку с россыпью той же костяники и пятнами беломошников, а чуть дальше открылся голый склон с зарослями душицы и дикой вишни (мррря!)) ).ОстановиЛись передохнуть. С того местечка открывается красивущий вид на Подкову и окрестности.

Решили дойти до вершины, на которой стоит древняя геодезическая вышка. Сама Грива -вытянутый вдоль правого берега Каги хребет, который имеет не одну вершину. Вот на самой высокой точке и стоит где-то затерянная в лесу вышка. Поднялись еще немного и вновь вышли на пологий участок с огрооомными соснами, со старыми березами. На поваленных березовых стволах нашли вешенки - ура! На ужин будет картошка со свежими грибами! А дальше началась зарастающая вырубка. Зрелище то еще, скажу я вам(((((.Огромные одинокие сосны, которые по каким-то причинам не вырубили, лежат тут и там, простирая к небу мощные корни, вывороченные из земли. Голые проплешины зарастают злаками и иван-чаем. То тут, то там заросли тоненьких осинок и берез. Еще не один десяток лет пройдет, пока лес восстановится. Но радует то, что на местах вырубок делают посадки. Возможно, со временем и до сюда доберутся с саженцами пушистых сосенок. На краю вырубки стоит вот такая одинокая лиственница-пальма.

Наконец,гиблое место было пройдено и мы начали подьем на главную вершину.Ноги утопали в зеленых мхах, деревья вокруг становились все старше и мощнее,то тут,то там приходилось увертываться от паутины,что наплели пауки размером с двухрублевую монетку,а вершина затерялась где-то далекооо,далеко наверху.Чем выше мы поднимались,тем сильнее шумел лес.Ветерок легкий внизу,превратился в Ветрилу,что гнул верхушки сосен и берез,с шумом и скрипом качал стволы.

Пришлось даже натянуть на себя свитер.Добравшись до очередной площадки,мы бухнулись на подстилку из мха и травы отдыхать. Лес - совершенно иной,чем те,к которым я привыкла.Вновь возникло ощущение того,что мы тут лишь гости,а сам Лес дааавно не встречал в своих чертогах вот таких двуногих(ощущение это возникало у меня в прошлые годы каждый раз,когда я появлялась на Гриве) и теперь,немного отрешенно,но с интересом наблюдает за нами.Лисы достали варган и стали играть. "Духов приманиваешь?" - спросил улыбнувшись Витя - брат мужа.Лисы улыбнулись в ответ: "Хе.Их тут и без меня достаточно"

И,последний рывок.Поднявшись еще,мы вскоре нашли среди ветвей высоко над землей гнездо какого-то хищника.Там,неподалеку, остановились перекусить,бо дети подустали.Алискин слопал банку тушенки,заел конфетами,запил чаем и запрыгал вновь,как электровеник))).Лисец пошутил про то,что "Дай ей еще банку мяса и она будет до ночи скакать по горам без признаков усталости".Дальше стали попадаться камни.Сначала небольшие,потом здоровые валуны,поросшие разноцветными лишайниками.И вот,наконец,мы вышли к вышке.Огромные столбы покрытые зеленым мхом накренились,из столбов торчали здоровенные(см 50 длиной и 2см толщиной) ржавые гвозди.Но самое смешное,что вершина заросла лесом и вокруг,несмотря на то,что это самая высокая точка,не было видно ровным счетом ни-че-го! Но мы не сильно расстроились.Народ "покушал"адреналину,полазив по раздолбаным лесенкам,и мы дружною толпой двинули вниз. Чуть внизу оказался разреженный лес и нам открылся вид на заповедник.Дух захватило от
вида!Жаль,на фотках этого не видно.

А потом мы свернули в лесок и начался спууууууууск. Боги!Вот когда мы оценили пройденный километраж!!!Спуск был бесконечным.Сквозь лес,по диагонали склона,ибо если спускаться напрямую-убьешься-слишком круто и скользко.По ууузенькой тропке(уж не звериной ли?),то и дело перешагивая осторожно через поваленные стволы деревьев,смотря под ноги,чтоб не дайте Боги не унестись вниз,поскользнувшись на попавшей под подошву шишке.Народ то и дело предлагал ускорить процесс,просто сев на пятую точку иииииии...Но петляющая меж стволов тропиночка как-то не внушала доверия))).
Наконец,мы вышли к поножью.Вот оно,счастье!!!

Оказалось,что протопали мы не много,не мало,не один км,и вышли аккурат к подножью волчьей скалы,что на другом берегу реки и уже в заповеднике.Скала эта знаменита те
м,что на нее волки загоняют маралов.Бедным оленям некуда деваться -они либо сбрасываются вниз со скалы,либо предпочитают быть съеденными наместе.Когда поднимаешься на Волчью,то тут,то там встречаются оглоданные кости и кусочки шерсти.

А еще,лисам привалило счастье!Они нашли шалфей!!!Правда,совсем немного,но теперь мы знаем,где он растет;-))Такой душистыыыый,ах!
Мальчишки ушли вперед,чтобы искупаться,а потом настала и наша очередь - отправив ребят на стоянку,мы,за неимением купальников,пошли купаться в чем мать родила;-) .Какое же наслаждение было,когда ледяная вода коснулась обнаженной кожи!Правда,еще надо было набаться духу,чтобы окунуться туда!))))А это уже по дороге обратно: